Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лафонтен жан де

Энциклопедический словарь

Лафонте́н Жан де (La Fontaine) (1621-1695), французский писатель. Вольнодумные озорные «Сказки и рассказы в стихах» (т. 1-5, 1665-85), комедии. В знаменитых «Баснях» (т. 1-12, 1668-1694), отмеченных то ироничной, то язвительной насмешкой, предстаёт как мыслитель и сатирик, опирающийся (помимо античных и других образцов) на народную мудрость и фольклор.

* * *

ЛАФОНТЕН Жан де - ЛАФОНТЕ́Н (La Fontaine) Жан де (1621-1695), французский писатель. В «Сказках и рассказах в стихах» (т. 1-5, 1665-85), комедиях и знаменитых «Баснях» (т. 1-12, 1668-94) предстает как мыслитель и сатирик, опирающийся на народную мудрость и фольклор.

* * *

ЛАФОНТЕ́Н (La Fontaine) Жан де (8 июля 1621, Шато-Тьерри - 14 апреля 1695, Париж), французский поэт, прославившийся как баснописец.

Начало литературной деятельности

Лафонтен родился в маленьком городке, в семье провинциального чиновника. Родители отправили его изучать право в парижскую семинарию «Оратуар». Вернувшись в отцовское имение в Шампани, он в 26 лет женился на 15-летней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, и Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 отправился в Париж с намерением полностью посвятить себя литературной деятельности. До 1674 он продолжал получать доход с наследственной должности «хранителя вод и лесов», которой лишился по приказу министра Кольбера (см. КОЛЬБЕР Жан Батист). В столице Лафонтен сблизился с кружком молодых литераторов, называвших себя «рыцарями Круглого стола» и считавших высшим авторитетом Жана Шаплена (см. ШАПЛЕН Жан), одного из основателей классицистской доктрины. Под влиянием друзей он перевел комедию Теренция (см. ТЕРЕНЦИЙ) «Евнух» (1654). Интерес к театру сохранился у него на всю жизнь, но подлинное призвание он нашел в малых поэтических жанрах.

В 1658 ему удалось обрести покровителя в лице министра финансов Фуке (см. ФУКЕ Никола), которому посвящено несколько стихотворений - в том числе поэма «Адонис» (1658) и знаменитая «Элегия к нимфам в Во» (1662). После падения Фуке Лафонтен в отличие от многих не отрекся от опального вельможи, из-за чего в 1663 ему пришлось отправиться в кратковременное изгнание. По возвращении в Париж он завоевал расположение герцогини Буйонской - хозяйки салона, где собирались аристократы, оппозиционно настроенные по отношению ко двору.

Издание первого сборника

В 1665 Лафонтен издал свой первый сборник «Рассказы в стихах», а затем «Сказки и рассказы в стихах» (кн.1-5, 1665-85), сюжеты которых в большинстве своем заимствованы у античных писателей и писателей Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) (главным образом, у Боккаччо (см. БОККАЧЧО Джованни)). Изящная шутливость и гривуазная откровенность этих коротких новелл звучали как своеобразный протест против утвердившегося в придворной среде ханжества. Это вызвало недовольство Людовика XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон): публикация «Сказок» во Франции была запрещена, а сам поэт подвергся притеснениям. Весьма рискованной по содержанию считалась также «Любовь Психеи и Купидона» (1669) - прозаическая повесть со стихотворными вставками, написанная по мотивам вставной новеллы из романа Апулея (см. АПУЛЕЙ) «Золотой осел».

«Басни»

Оставаясь до 1672 под покровительством герцогини Буйонской и желая доставить ей удовольствие, Лафонтен стал писать «Басни» (кн.1-6, 1669; кн.7-11, 1679-1679; кн.12, 1694), которые назвал «пространной стоактной комедией, поставленной на мировой сцене». Избрав своей новой патронессой маркизу де ла Саблиер и дав королю «обещание образумиться», поэт в 1684 был избран членом Французской Академии. Этому не помешала достаточно свободная интерпретация «доктрины»: Лафонтен, всегда отличавшийся независимым характером, подвергал сомнению понятие безупречной правильности как закона красоты и защищал «вольности» в стихосложении. Вместе с тем, он не выходил за рамки классицистской эстетики, целиком принимая такие ее принципы, как строгий отбор материала, ясность выражения мысли, прозрачность поэтической формы, внутреннюю гармонию произведения. В 1687 Лафонтен активно вмешался в спор «древних и новых», написав «Послание епископу Суассонскому Юэ», где оспаривал взгляды Перро (см. ПЕРРО Клод) и Фонтенеля (см. ФОНТЕНЕЛЬ Бернар Ле Бовье де): в частности, критиковал их мнение о превосходстве французский нации и утверждал, что все народы в равной мере талантливы.

В историю литературы Лафонтен вошел, прежде всего, как автор «Басен», которые отличаются поразительным разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов, трезвым взглядом на мир и яркой образностью. Подобно другим баснописцам, поэт часто использовал олицетворения, опираясь при этом на национальную традицию. Так, уже в средневековом «Романе о Лисе (см. РОМАН О ЛИСЕ)» волк воплощал алчного и вечно голодного рыцаря, лев был главой государства, лис - самым хитрым и пронырливым среди обитателей животного царства. В одной из самых своих известных басен - «Мор зверей» - Лафонтен с помощью олицетворения создал панораму всего общества: звери исповедуются в грехах, чтобы выбрать наиболее виновного и принести его в искупительную жертву богам. Лев, тигр, медведь и прочие хищники признаются в кровопролитии, насилии, вероломстве, но нести наказание за всех приходится ослу, повинному в краже пучка травы с монастырского поля. Еще одним средством обобщения поэт считал аллегорию: в программной басне-трактате «Желудок и Органы тела» он уподобляет королевскую власть желудку - прожорливому, но необходимому для нормальной жизни тела, а в басне «Дровосек и Смерть» показывает крестьянина, который, изнемогая под непосильным бременем налогов, барщины и солдатских постоев, все же отказывается от «освобождения», ибо человек любые страдания предпочитает смерти. Особого внимания заслуживает отношение Лафонтена к «морали», которая является настолько естественным выводом из изображенной ситуации, что нередко вкладывается в уста одного из персонажей. Сам поэт утверждал, что басня должна воспитывать лишь тем, что знакомит читателя с миром. Отказ от назидания находится в явном противоречии с поучительным характером басни, который считался неотъемлемым признаком жанра со времен Эзопа (см. ЭЗОП (баснописец)). Через сто лет Жан Жак Руссо (см. РУССО Жан Жак), уловив этот глубинный «имморализм», восстал против того, чтобы басни Лафонтена давали читать детям, для которых они, впрочем, никогда и не предназначались.

Энциклопедия Кольера

ЛАФОНТЕН Жан де (La Fontaine, Jean de)

ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН

ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН

(1621-1695), французский поэт. Родился в Шато-Тьерри 8 июля 1621. С детства отличавшийся непокорным нравом, был отправлен изучать право в парижскую ораторианскую семинарию. Вернувшись в родительское имение в Шампани, где его отец был королевским губернатором, двадцатишестилетний Лафонтен женился на пятнадцатилетней Мари Эрикар. Брак оказался неудачным, и Лафонтен, презрев семейные обязанности, в 1647 отправился в Париж с намерением посвятить себя литературной деятельности. В 1657 он обрел покровителя в лице министра Фуке, которому посвятил несколько стихотворений, в том числе знаменитую Элегию к нимфам в Во (Elgie aux nymphes de Vaux, 1662). В 1667 патронессой Лафонтена стала герцогиня Бульонская. Продолжая сочинять достаточно вольные по содержанию поэмы, он в 1665 издал свой первый сборник Рассказы в стихах (Les nouvelles en vers), за которым последовали Сказки и рассказы в стихах (Contes et nouvelles en vers, 1664-1671) и Любовь Психеи и Купидона (Les amours de Psyche et de Cupidon, 1669). Оставаясь до 1672 протеже герцогини Бульонской и желая доставить ей удовольствие, Лафонтен стал писать Басни (Fables) и выпустил первые шесть книг в 1668. В этот период в число его друзей входили Н.Буало-Депрео, мадам де Севинье, Ж.Расин и Мольер. Перейдя в конечном счете под покровительство маркизы де ла Сабльер, поэт в 1680 завершил издание двенадцати книг Басен и в 1683 был избран членом Французской Академии. Умер Лафонтен в Париже 14 апреля 1695. Рассказы в стихах и небольшие поэмы Лафонтена сейчас почти забыты, хотя они полны остроумия и представляют собой образец классицистского жанра. На первый взгляд отсутствие в них моральной назидательности находится в явном противоречии с сутью жанра. Но при более вдумчивом анализе становится ясно, что многие из басен Эзопа, Федра, Невле и других авторов в переложении Лафонтена утеряли свой назидательный смысл, и мы понимаем, что за традиционной формой скрываются не вполне ортодоксальные суждения. Через сто лет после появления Басен Лафонтена Ж.-Ж.Руссо, уловив этот глубинный "имморализм", выступил против того, чтобы их читали дети, которым, впрочем, они никогда и не предназначались. Басни Лафонтена замечательны своим разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов (возрождающих стиль средневекового Романа о Лисе), трезвым взглядом на мир и глубоким реализмом.

См. также БАСНЯ.

ЛИТЕРАТУРА

Избранные басни Лафонтена. М., 1948 Лафонтен Ж. Любовь Психеи и Купидона. М. - Л., 1964 Виндт Л. Жан Лафонтен. В кн: Писатели Франции. М., 1964 Сент-Бв Ш. Лафонтен. - В кн.: Сент-Бв Ш. Литературные портреты; Критические очерки. М., 1970

Полезные сервисы